писатели
писатели

Курсы валют Кыргызстана по отношению к сому

Тоголок Молдо
(ВАЙЫМБЕТ АБДРАХМАНОВ)

17. 06. 1860—4. 01. 1942 гг.

Акын-письменник Тоголок Молдо родился  в  местности Куртка (ныне — Ак-Талинский район Нарынской области)  в семье крестьянина. Отец будущего акына, Абдрахман, был знатоком киргизской лиркки и нередко выступал с песнями среди народа. С 9 лет Байымбет обучался грамоте у местного муллы. В  14 лет, лишившись отца, воспитывался у брата деда — Музооке, известного в то время акына и комузиста. Через 4 года умер и Музооке, и их семья, оказавшнсь  в  бедственном  положении, вынуждена  была  переселиться в  Джумгал  и  наняться  в  батраки к  местному  манапу.  Однако  и здесь их положение не улучшилось, и они перебрались в Чуйскую долину к родственникам матери в  с. Кара-Добе близ г.  Токмака. Здесь Байымбет батрачит на местных баев. Страстная тяга к знаниям вынудила Байымбета наняться в батраки к местному мулле. Однако мулла не очень заботился об его обучении, и он, поссорившись с ним, уходит.  Работает лекарем, учит грамоте детей. Живя в Чуйской долине, Байымбет знакомится с известными киргизскими и казахскими певцамиимпровизаторами, читает книги Низами, Навои,  Фирдоуси, Хафиза, Абая и др. В эти годы  он выучился  мастерству пересказа эпоса «Манас» от знаменитого сказителя-манасчи Тыныбека.
В 1887 г. Байымбет возвращается в родное село Куртка и с новой силой отдается творческой работе. За свою приметную внешность — он был коренаст и плотен (кругляк) и за умение читать и писать акына прозвали «Тоголок Молдо». Впоследствии это прозвище стало его постоянным псевдонимом.
В 1880 г. Тоголок Молдо встречается в Кетмень-Тюбе со своим знгменитым современником акыномдемократом Токтогулом Сатылгановым. После возвращения Токтогула из ссылки между ними устаназливается постоянная связь.
В дореволюционное время Тоголок Молдо за свои демократические взгляды и выступления в защиту простого народа неоднократно подвергался преследованиям со стороны баев и манапов. В 1916 г. изза травли со стороны манапов он был вынужден покшгуть родные места и переселиться в аил Кол-Боор нынешнего Тогуз-Тороуского района. Там он встречает Октябрьскую революцик>, становится ее глашатаем, активно участвует в установлении Советской власти в родном крае. В начале 20-х гг. озлобленные враги Советской власти пытаются убить акына, басмачи дважды разоряют его дом, увозят жену. В 1923 г. он вновь возвращается в родное село Куртка, одним из первых вступает в колхоз. В 1936—1938 гг. он сдал в фонд НИИ при Наркомпросе республики огромное количество ценных материалов по зтнографии, истории и фольклору киргизов.
Слагать стихи и записывать их Тоголок Молдо начал с 14 лет. Его многогранное творчсство питали живительные соки двух могучих источников: киргизского фольклора и передовой прогрессивной дореволюционной письменной литературы Востока, издававшейся на татарском и казахском языках. Преломив это в своем творчестве Тоголок Молдо стал подлинным новатором в киргизской поэзии.
Дореволюционное творчество Тоголока Молдо характеризуется реалистическим отражением тяжелого рабского положения простою народа, выражением его чаяний и надежд, призывом к стремлению осуществить свои светлые мечты.
В юношеские годы акын создал ряд произведений о любви. В стихотворениях «Черноглазая», «Толгонай», «Посвящение джигита девушке», «Посвящение девушки джигиту» и поэме «Урпюкан» он призывает киргизских девушек не соглашаться безропотно со своей бесправной долей, противостоять негативным сторонам патриархальных традиций, отстаивать свои права на любовь, свое социальное положение.
Особое место в творчестве Тоголока Молдо занимают плачипричитания — кошоки и плачижалобы — арманы. В оригинальной и в то же время традиционной форме причитания по умершему раскрываются мастерство и искусность народных умельцев, воспевается их созидательный труд. Примером таких произведений являются «Плачпричитания жены дехканина», «Плачпричитания жены кузнеца». В «Плачежалобе девушки, выданной замуж за мальчика», «Плачежалобе девушки, выданной замуж за старца», «Плаче девушки, отданной в рабство за долги» акын негодует по поводу кабального бесправного положения девушкикиргизки, яростно обличает старые патриархальные порядки. Им создан ряд произведений на фольклорные сюжеты: «Старик со старухой», «Бабыркан», «Телибай Тентек» и др., в которых он разоблачает господствующие классы, держащие в страшной темноте народ, призывает его к просвещению.   В   сатирических   стихах   и   поэмах   «Проделки   ходжи», «Овца в чалме», «Плач Чачы», «Недотепа» он обличает представителей господствующего класса в тунеядстве, алчности и тупости, а в поэмах «Сказание о водных и наземных птицах», «Сказание о птицах» и др. в аллегорической форме изображает социальные противоречия того общества. Тоголок Молдо является основателем жанра басни в киргизской литературе. Приход Советской власти на киргизскую землю, свобода, обретенная его народом, вдохновили акына на создание множества стихотвореннй, которые в рукописном виде были распространены среди народа. Это поэмы «Революция» (1918 г.), «Свобода» (1919—1923 гг.), «Наставление» (1925 г.), «Наставление беднякам» и др.
В годы Великой Отечественной войны его песни «Мы готовы» (1941 г.), «Мы победим» (1941 г.) и др. призывали советский народ на борьбу с врагом.
Знаток киргизского фольклора Тоголок Молдо известен и как исполнитель эпоса «Манас». Впоследствии он записал вторую часть трилогии — «Семетей». Им записаны образцы вариантов киргизских эпосов «Шырдакбек», «Джаныл-Мырза», «Мендирман». Он собрал большое  количество   различных   преданий,  легенд,  пословиц,  поговорок.
Произведения Тоголоха Молдо стали издаваться с 1925 г. Первым изданием акына явилась поэма «Насыят» («Наставление»), вышедшая в Москве в 1925 г. Еще два прижизненных издания акына выпущены в 1939 г. Все произведения творческого наследия выдающегося акынаписьменника изданы и переиздаются на родном и русском языках. Некоторые из них переведены на многие языки народов СССР.
Тоголок Молдо — участник первой декады киргизского искусства и литературы в Москве (1939 г.).
Широко   отмечались   общественностью   республики   80летие   и !00летие со дня рождения великого акына. Член СП СССР с 1938 г. Награжден орденом «Знак Почета».
В столице республики установлен памятник Тоголоку Молдо. Его имя присвоено селам, школам, колхозам и совхозам, улицам городов республики.

ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ
на   киргизском   языке

Насыят. Поэма. — М.: СССР Калктарынын Борбор басма мекемеси,
1925. —23 б. Наставление. Балдар жомоктору. — Ф.: Кыргызмамбас, 1939. — 92 б.
Детские сказки.
Жер  жана  анын  балдары. —Ф.:  Кыргызмамбас,   1939.  —16  б.
Земля и ее дети.
Жыйнак. —Ф.: Кыргызмамбас, 1944. —262 б.
Сборник.
Тандалган ырлар. —Ф.: Кыргызмамбас, 1951. —250 б.
Избранные стихи.
Жер  жана   анын  балдары.  —Ф.:   Кыргызмамбас,   1952.  —60  б.
Земля и ее дети.
Эркиндик:   Ырлар  жана  поэмалар.  — Ф.:   Кыргызмамбас,   1953.  —96 б.
Свобода.
Чыгармалар: 1т. —Ф.: Кыргызмамбас, 1954. —276 б.
Сочинения.
Чыгармалар: 2т. —Ф.: Кыргызмамбас, 1955. —204 б.
Сочинения.
Балдар ыры. —Ф.: Кыргызокуупедмамбас, 1958. — 108 б.
Детские стихи.
Тандалган чыгармалар. —Ф.: Кыргызокуупедмамбас, 1960. —192 6.
Избранные произведения.'
Чыгармалар. —Ф.: Кыргызмамбас, 1960. —322 б.
Сочинения. Абышкакемпирдин  көмөчү.  —Ф.:  Кыргызокуупедмамбас,  1961.  —20 б.
Колобок старухи и старика.
Жер жана анын балдары. —Ф.: Мектеп, 1964. —24 б.
Земля и ее дети.
Куштардын аңгемеси: Поэма. — Ф.: Мектеп, 1970. — 22 б.
Рассказы о пернатых.
Чыгармалар: 1—2т. —Ф.: Кыргызстан, 1970. —343 б.
Сочинения.
Бөрү менен Түлкү: Тамсилдер. —Ф.: Мектеп, 1971.. — 28 б.
Волк и лиса.
Канаттуулар. —Ф.: Мектеп, 1973. —24 б.
Птицы.
Абышкакемпирдин  көмөчү:   Жомок.  —Ф.:  Мектеп,   1974.  —19  б.
Колобок старухи и старика. Балдарга:   Ырлар,   тамсилдер,   поэмалар.   — Ф.:   Мектеп,   1976.   —66 б.
Детям.
Бөдөнөнүн Түлкүнү алдаганы: Жомок. —Ф.: Мектеп,  1977. —9 6.
Как перепелка обманула лису. Куштардын  аңгемеси:  Ырлар, тамсилдер, поэмалар. — Ф.: Мектеп,1978. —92 б.
Беседа птиц. ;
Бөрү менен Түлкү: Тамсилдер. — Ф.: Мектеп, 1979. — 16 б.
Волк и лиса.
Адам мүнөзү: Ырлар, тамсилдер, поэмалар. — Ф.: Мектеп, 1980. »»
72 б. Характеры людей. Бөрү менен Түлкү: Тамсилдер. — Ф.: Мектеп, 1981. — 10 б.
Волк и лиса.
АлаТоо: Поэмалар. — Ф.: Мектеп, 1982. — 48 б.
Абышкакемпирдин  көмөчү:   Жомок.  — Ф.:   Мектеп,   1984.  — 19  б.
Колобок.
Ала-Тоо: Поэмалар. — Ф.: Мектеп, 1984. —48 б.
Насыят:   Ырлар,   тамсилдер,   поэмалар,   жомоктор.  —Ф.:   Кыргызстан, 1985. —216 б.
Назидание.
Бөрү  менен Түлкү:  Тамсилдер. —Ф.:  Мектеп,  1986. —14 б.
Волк и лиса.

на   русском   языке

Избранные стихи. — М.: Госкомиздат, 1958. — 190 с.
Дорогой   песен:   Стихи.  —М.:   Мол.  гвардия.   1960.  —143  с.
Волк и лиса. — Ф.: Мектеп, 1972. —28 с.
Волк и лиса. — Ф.: Мектеп, 1973. — 30 с.
Сказка о птицах. — Ф.: Мектеп, 1973. — 24 с.
Колобок. Сказка. — Ф.: Мектеп, 1975. — 24 с.
Волк и лиса: Басни. —Ф.: Мектеп, 1986. — 14 с.

 

 

 

писатели
Hosted by uCoz