писатели
писатели

Курсы валют Кыргызстана по отношению к сому

АЙТМАТОВ ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ
Род.  12.  12. 1928 г.

 

Прозаик Ч. Айтматов родился в с. Шекер Кировского района Таласской области в семье служащего.
Учился поочередно то в русской, то в киргизской школах, с малых лет органично впитывая соки как родной киргизской, так и богатейшей русской культур. В 1948 г. окончил зооветеринарный техникум в г. Джамбуле, в 1953 г. — зооветеринарный факультет Киргизского государственного сельскохозяйственного института им. К И. Скрябина, с 1956 по 1958 г. являлся слушателем ВЛКпри СП СССР в Москве.                                                                               
В годы войны работал секретарем сельского Совета в с, Шекер, агентом райфинотдела. С 1953 по 1956 г. трудится зоотехником на экспериментальной ферме КирНИИЖВ. С 1958 по 1960 г. — редактор журнала «Литературный Киргизстан», с 1960 по 1965 г. — собственный корреспондент газеты «Правда» по Киргизии, с 1965 по 1986 г. — председатель правления Союза кинематографистов Киргизии, с 1986 г. — председатель правления СП Киргизии, а с 1988 г. — одновременно — главный редактор журнала «Иностранная литература».
Литературным творчеством Ч. Айтматов начал заниматься в студенческие годы. Пишет на русском и киргизском языках. Его дебютом явился рассказ «Газетчик Дзюйдо», опубликованный на русском языке в альманахе «Киргизстан» в 1952 г. Затем публикуются на киргизском языке рассказы «Белый дождь» («Ак жаан», 1953 г.), «Ночной полив» («Түнкү сугат», 1954 г.), «Трудная переправа» («Асма көпүрө», 1956 г.). Большой творческий успех писателю приносят повести «Лицом к лицу» («Бетмебет», 1957) и «Джамиля» («Обон», 1958), опубликованные на русском и на киргизском языках. Повесть «Лицом к лицу» явилась открытием в психолсгической разработке характера человека в киргизской прозе. А исполненная лиризма, поэзии, неотразимой гуманистической глубины и силы  «Джамиля»  приносит  своему  автору  всесоюзную  и  мировую славу, По своему идейноэстетическому и художественному уровню она подняла киргизскую советскую литературу на совершенно новую качественную ступень и вывела на мировую арену, явилась началом новой эры киргизского эпоса. «Джамиля» сразу же привлекла внимание не только советских, но и зарубежных читателей. В 1959 г. Луи Арагон перевел ее на французский язык и издал во Франции, назвав ее «самой лучшей в мире повестью о любви». Впоследствии она была переведена почти на все языки народов СССР и большинство языков народов мира.
С этого момента с каждым новым произведением раскрываются все более новые и яркие стороны многогранного выдающегося таланта Ч. Айтматова. В повестях «Кызыл жоолук жалжалым» («Тополек мой в красной косынке», 1961 г.), «Бото кез булак» («Верблюжий глаз», 1961 г.), «Биринчи мугалим («Первый учитель», 1962 г.), «Саманчы жолу» («Материнское поле», 1963 г.), писатель еще глубже исследует нравственные и философские проблемы; его мастерство, совершенствуясь, поднимается на более высокую качественную ступень. Это очень хорошо прослеживается в повести «Первый учитель». Несмотря на то, что в этом произведении повествуется история прошлых лет, в нем подняты актуальные злободневные проблемы современности.
Главный герой повести — Дюйшен, по своей одержимости, принципиальности, преданности делу революции, ради которой мог отдать свою жизнь, стоит в ряду таких героев в советской лутературе, как Павел Корчагин, Левинсон, Макар Нагульнов. Тяжелый титанический труд и героизм киргизского народа в тылу во время Великой Отечественной войны изображен в повести «Материнское поле» (1963 г.). В образе главной героини Толгонай автор с глубоким психологизмом и присущей ему эпической масштабностью обобщил черты простой киргизской женщинытруженицы, перенесшей тяжелые испытания полной драматизма судьбы. В 1966 г. опубликована повесть Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!» («Новый мир», 1966 г., № 3). Художественная манера писателя стала сложнее, глубже, прежний романтикопатетический стиль сменился предметнореалистичным. Старик Танабай прошел суровую школу жизни. Простой чабан мыслит широко, масштабно, чем отличается от своих предшественников — многих героев киргизской прозы. В судьбе Танабая писателю удалось отразить целый этап истории колхозного строительства. Гульсары в повести — не просто вспомогательная фигура, а живой образ, несущий существенную идейнохудожественную нагрузку. В 1970 г. вышла повесть Ч. Айтматова «Белый пароход» («Новый мир», 1970, № 1). Главные герои ее — восьмилетний мальчик и его дед Момун, которым противопоставлен образ эгоистичного и коварного Орозкула. Мальчик погибает, но финал повести не безысходен, а глубоко оптимистичен. В повести «Ранние журавли»(«Новый мир», 1975 № 9) глубоко раскрываются лучшие нравственные качества киргизских подростков в годы Великой Отечественной войны. Повесть «Пегий пес, бегущий краем моря» («Знамя», 1977, № 4) характеризуется все более углубляющимся психологизмом и драматизмом творчества писателя. В ноябре 1980 г. вышел роман Ч. Айтматова «И долыне века длится день». Роман пронизан любовью к человеку труда, идущему трудным, но единственно верным и бескомпромиссным путем. Его главный герой — Едигей Джангельдин, рабочийжелезнодорожник, человек активной жизненной позиции, возвышенный и прекрасный в своей преданности труду, своему долгу на земле. В романе через космическую фантастику, легенды и мифологические предания показаны актуальные проблемы социальной жизни, столкновения жизненных реалий на земле.
С появлением романа «Плаха» («Новый мир», 1986, №№ 6, 8,9) галерея образов, созданных Айтматовым, пополнилась еще одним именем — Авдием Калистратовым. Этот роман прежде всего об исканиях современного человека, оказавшегося в социальном «вакууме». В этом смысле Авдий — один из центральных героев, составляющих стержень сюжета произведения. Свой творческий замысел автор сконцентрировал именно на таком герое, который, с одной стороны, был изгнан из религиозной среды за свои идеи о «новом боге» и противоборство с устоявшимися религиозными догмами, а с другой стороны — не нашедшего себя и в «мирской» жизни. Прежде всего духовная жизнь этого человека основана на Вере и Сомнении — главных факторах, по его мнению, являющихся основной внутренней движущей силой бытия. В какой мере Вера человека в добро, в светлое будущее, в такой же мере подвержение всего сомнению, проверка действием оберегают человека от неверного пути, от изжитых догм и приводят в движение самые чистые и светлые побуждения человеческой души. Именно поэтому человек, казалось бы, по своей сущности и возможностям совершенно не подготовленный к борьбе, готов до последнего, жертвуя собой, бороться за свою Веру и ради нее идет «на плаху». Автор, повествуя здесь о религии, затрагивая проблему о «новом боге», касаясь даже библейских символов об Иисусе Назарянине и Понтии Пилате, поднялся до животрепещущих острых проблем современности. Роман сразу же приобрел болыпой общественный резонанс как среди читателей, так и среди литераторов, критиков, вызывая самые противоречивые мнения и суждения о методах и приемах воплощения замысла писателя.
Ч. Айтматов является мастером коротких рассказов, очерков, публицистических и литературнокритических статей. Они, как и его художественные произведения, отличаются значительностью тематики,  умением   выхватить  актуальную  проблему,  сделать  глубокий анализ ее сущности. Почти все произведения писателя получили сценическое воплощение в драматических и оперных театрах нашей страны и за рубежом. Совместно с драматургом К. Мухамеджановым им написана пьеса «Восхождение на Фудзияму» (1977 г.).Почти все произведения Ч. Айтматова получили экранное воплощение и знакомы не только всесоюзному зрителю, но и за рубежом, некоторые из них удостоены премий и призов Международных кинофестивалей.
Ч. Айтматов — лауреат Ленинской премии (1963 г.) за книгу «Повести гор и степей»; повесть «Прощай, Гульсары!» (1968 г.),сценарий кинофильма «Белый пароход» (1975 г.), роман «И дольше века длится день» (1983 г.) отмечены Государственной премией СССР, а повесть «Ранние журавли» (1976 г.) — Государственной премией Киргизской ССР им. Токтогула Сатылганова.
Ч. Айтматов — один из наиболее читаемых писателей нашей эпохи. Его произведения изданы почти на всех языках народов СССР, более чем в ста странах мира общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.
Выдающийся писатель современности, вдумчивый и мыслящий художник, талантливый и величайший мастер словесного искусства Ч. Айтматов вносит своим творчеством огромный вклад в практику развития литературы социалистического реализма и поднял на определенную высоту авторитет советской литературы на международной арене.
Народный писатель Киргизии (1968 г.), академик АН Киргизской ССР (1974 г.).
Член КПСС с 1959 г., член СП СССР с 1956 г.
Писатель   удостоен   литературной   премии   «Этрурия»   (Италия, 1980 г.), международной премии им. Джавахарлара Неру (1985 г.), ордена «Улыбка»  (ПНР, 1987 г.).
Избран членомкорреспондентом Академии искусств ГДР (1978 г)., действительным членом Европейской Академии наук, искусств и литературы (Париж, 1983 г.), Почетным рыцарем Клуба Марка Твена (Куба, 1969 г.), членом Римского Клуба (Италия, 1987 г.), действительным членом Всемирной Академии наук и искусств (Стокгольм,  1987 г.).
Герой Социалистического Труда (1978 г.).
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, многими медалями СССР, других стран мира, Почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР и других союзных республик нашей страны.
Ч. Айтматов является видным общественным деятелем. Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР VII—XII созывов, заместитель председателя Комитета солидарности стран Азии и Африки,  секретарь правления СП СССР, член редколлегии «Литературной газеты», журналов «Новый мир», «Литературный Киргизстан».
Деятельно участвуя во многих международных форумах, Ч. Айтматов доказательно и убежденно утверждает величие и преимущества социалистической культуры и литературы, не жалеет сил в борьбе за мир и дружбу между народами. С 1986 г. является президентом Иссык-Кульского форума.

Далее

писатели
Hosted by uCoz